bool(true)
Корзина
В корзине нет товаров

Восхождение на Эльбрус с севера

Я решил поделиться своим опытом восхождения на Эльбрус с северного склона в июле 2019 года.

В прошлом году мы с друзьями уже поднимались на Эльбрус с юга на западную вершину. После этого я сразу для себя определил, что останавливаться нельзя и восхождение с северной стороны будет выполнено в 2019 году.

Я подробно расскажу обо всех этапах, начиная с подготовки физической формы, выбора снаряжения и питания, до точек маршрута, бытовых условий северного склона и, конечно, поделюсь трудностями при штурме горы.

Вы встретите в тексте ссылки записанных мною треков маршрута за весь период экспедиции. Хочу отметить, что мы шли самостоятельно без организаторов, гидов и проводников. В середине статьи отдельно рассмотрен перечень и стоимость одежды и снаряжения, которое я использовал непосредственно при штурме горы. В конце Вы найдете рекомендуемые перечни всего того, что может пригодиться в экспедиции.

Физическая подготовка к восхождению на Эльбрус

К подъему на «Эльбрус с севера» я подошел более осознано, чем это было в 2018 году, и начал подготовку заранее.

Первая задача была направлена на сброс лишнего веса, который трудно тянуть с собой в гору, да и питать избыточное тело едой, водой, но самое главное кровью, которая, итак, плохо обогащается кислородом в высокогорных условиях, тоже не лучшее решение. Физические нагрузки я направил максимально в сторону аэробных упражнений и работой над выносливостью организма.

Беговая дорожка в спортзале имитировала ходьбу в горах с максимальным уклоном 15 градусов. Тренировки проходили несколько раз в неделю по 1-2 часа. За каждое занятие я преодолевал от 7 до 10 км и сжигал от 1300 до 2000 калорий. Дополнительные упражнения проводил на турнике и брусьях, кроме того, уделял большое внимание растяжке мышц.
Подготовка не ограничилась спортивным залом, так по выходным дням за 1,5 месяца перед поездкой на Эльбрус было сделано 4 выхода в горы на 1-3 дня. В каждом таком походе мы проходили от 20 до 40 км и поднимались на доступные вершины от 2100 метров до 2800 метров на территории «Кавказского заповедника» в Краснодарском крае и Республике Адыгея.

Таким образом, к поездке я избавился от лишних 5 килограмм веса и имел хороший запас выносливости.

Чтобы минимизировать влияние горной болезни (гипоксии), которая переносится каждым человеком по-разному, рекомендуется перед восхождением принимать препараты для разжижения крови. Гипоксия проявляется в первую очередь появлением отдышки, учащением сердцебиения, из-за недостаточного питания мозга кислородом возникают депрессии, ухудшается настроение, снижается аппетит, и прочие последствия. За две недели до поездки я начал принимать аспирин в препарате «Ацекардол», по одной таблетке каждый день. Жидкая кровь быстрее доставляет и питает кислородом все органы нашего тела, что помогает лучше переносить «горную болезнь».

Выбор продуктов для восхождения на Эльбрус.

Мы знали, что поездка займет от 7 до 10 дней, погода могла корректировать сроки. Поэтому продовольствие планировали так, чтобы все это донести на себе в гору, при этом учитывали длительный период поездки и разнообразный рацион.

Вес продуктов оптимизировали на мясе. Все мясные блюда я приготовил на нашу группу из трех человек и высушил в дегидраторе. Таким образом, из 6 килограмм сырого мяса, после его приготовления и сушки, осталась масса менее 1,5 кг. Это была сушенная отварная куриная грудка для возможности приготовления куриной лапши, тушеный в мультиварке и высушенный в дегидраторе говяжий гуляш, и приготовленный высушенный говяжий фарш. При таком выборе мяса мы получили возможность разнообразить наш рацион, так как вариаций с добавлением гарниров и использованием суповых наборов, можно придумать множество.
Отказ от тушенки был осознанным и решительным. Во-первых, тушенка в горах уже изрядно надоела, во-вторых, 6 кг сырого мяса в банках с тушенкой дали бы более 10 кг общего веса, так как в банке есть жир и бульон, да и сама банка имеет свой вес и неудобные габариты. Все остальное было стандартным: гречка, суповые наборы, макароны и прочее.

Перечень продуктов для восхождения на Эльбрус Вы можете посмотреть в конце статьи.

Приезд к месту старта.

13 июля на автомобиле из Краснодара, проезжая Ставропольский край через Кисловодск, пересекая территорию Карачаево-Черкесской Республики, мы прибыли в Кабардино-Балкарию в Урочище Джилы-Су. Урочище расположено в 80 км от Кисловодска на высоте 2300-2360 метров над уровнем моря. Джилы-Су знаменито «Нарзанными источниками», а также как место старта для всех восходителей по маршруту «Эльбрус с севера». Автомобиль оставили у обочины дороги, где было уже припарковано несколько десятков машин. В радиусе 100 метров стояли вагончики, палатки и небольшие сооружения для временного проживания. Место людное, туристы приезжают попить воды из источников, принять полезные ванны и погулять по живописным тропинкам Приэльбрусья. Природа этих мест невероятно красивая: альпийские луга, зеленые горы, остроконечные скалы, ручьи и водопады.

День первый. Начало маршрута. Первый лагерь.
В 14.00 мы стартовали с отметки 2350 метров к месту первого лагеря на высоту 2850 метров. Задача этого дня была простой и состояла в том, чтобы преодолеть 6,3 км пути и набрать 500 метров высоты. Пройдя по тропе полтора километра, чуть менее чем через час, мы попали на поляну «Эммануэля» на отметку 2550 метров. Уютная зеленая поляна защищена со всех сторон от ветра горами. Сквозь траву просматривается множество нор сусликов, которые, пересвистываясь друг с другом, с большим интересом выскакивают посмотреть на туристов, а некоторые при этом, не боятся подбежать и схватить еду с рук.
За сорок минут мы пересекли двухкилометровую поляну Эммануэля, перешли реку Малка по пешеходному мостику и попали ко второму подъему вдоль горного ручья. По неудобной тропке, частично над обрывом, необходимо пройти один километр и набрать еще двести метров высоты.

Через 5,2 км наша группа добралась до начала «Немецкого аэродрома», который представляет собой абсолютно ровное плато на высоте 2800-2860 метров, окруженное горами. По плато мы прошли еще чуть более 1 км и к 17 часам 45 минутам, через 3 часа 45 минут после старта, мы подошли к скалам, где и был запланирован первый лагерь с ночевкой.

К наступлению темноты мы установили две палатки, нашли воду и поужинали. Поздно вечером еще одна небольшая группа расположилась в 1 км от нас с другой стороны «Аэродрома» возле скал. Вечером лил дождь, а ночью лужи слегка подморозило.

День второй. «Каменные грибы». Акклиматизация.

На следующее утро 14 июля в 9 часов 40 минут мы отправились к крутому склону в 100 метрах от лагеря, по которому предстояло набрать 140 метров высоты на отрезке пути менее чем 300 метров. На этом участке медленно поднимались несколько групп. Дальше путь был несложным, и к 11 часам 20 минутам, пройдя от «Аэродрома» в общей сложности 1,8 км, мы вышли на «Каменные грибы» к отметке 3200 метров над уровнем моря.
Задача второго дня заключалась в том, чтобы установить лагерь и сделать первый акклиматизационный выход с 3200 метров до «штурмового лагеря» на отметку 3750 метров, вернуться обратно и провести вторую ночевку.

«Каменные грибы» - уникальные сооружения, которые сотворила природа. Необычная форма камней различной высоты и конфигурации напоминает грибы.
После установки лагеря и перекуса в 14:05 наша группа вышла на акклиматизацию с высоты 3200 метров. Неторопливо, с остановкой на чаепитие, к 15:50 мы преодолели 3 км пути и добрались до штурмового лагеря на высоту 3750 метров.

На этой высоте уже чувствовался повышенный пульс и учащенное дыхание. Отдых на территории штурмового лагеря длился около 40 минут, мы немного погуляли по снегу, перекусили, попили чай и набрали из ледникового ручья воду на обратную дорогу. Назад к лагерю мы спустились за 1 час 15 минут. Вечером на поляну грибов пришла та самая группа, которая ночевала с нами на «Аэродроме». С хорошим самочувствием мы поужинали и легли спать. Ночью поднялся сильный ветер, и так как «Каменные грибы» это открытая со всех сторон поляна, то палатки пришлось дополнительно укреплять. Кто попадал в горах в ветреную погоду, знает, что сильный ветер ночью может стучать по палатке так, что это может не давать уснуть, поэтому одним из спасений могут быть беруши для сна. Из общего состояния могу сказать, что сон на 3200 метров немного хуже, чем на высоте 2850 метров - начинается «горная болезнь».

День третий. «Штурмовой лагерь Эльбруса»

На третье утро 15 июля в 9 часов 16 минут, мы вышли с поляны «Каменные грибы» в сторону «штурмового лагеря». Ветер, который «тарабанил» по палаткам всю ночь, не позволил нормально выспаться, поэтому на третий день задача была лишь одна: разместить палатки на 3750 метров и отдыхать. За 1 час 40 минут мы добрались до места.

Штурмовой лагерь - открытый каменистый участок без травы и зелени, который является базовым перед восхождением на Эльбрус с севера. Территория примыкает к заснеженному леднику. Здесь небольшие места для палаток, которые обложены камнями для защиты от ветра. Высота «стен» в среднем от 20 см до 1 метра, их альпинисты сооружают самостоятельно. В одном из таких укрытий лежали остатки разорванной ветром палатки, это был тот самый ветер, который не давал нам спать прошлой ночью, только здесь он разбушевался сильнее. Мы выбрали самые защищенные укрытия, из всех свободных, их тут оставалось не более пяти, и укрепили палатки. Опасаясь ветра, дополнительными камнями мы увеличили высоту стен.
Всего в лагере я насчитал не более 20 палаток и несколько домиков-вагончиков для проживания. Туалет на территории лагеря предусмотрен только для туристов, проживающих в домиках, он запирается на висячий замок. Туалеты для остальных альпинистов расположены за любым понравившимся высоким камнем. На краю лагеря, перед выходом на ледник, установлены два вагончика отряда МЧС, где дежурят сотрудники спасательной службы. Мобильная связь на этой высоте появляется только у оператора сети «Мегафон», другая связь не работает. За водой необходимо выходить на ледник, здесь в ручьях течет талая вода. Главная достопримечательность лагеря - вид на восточную и западную вершины Эльбруса. Ясная погода обычно позволяет хорошо рассмотреть гору и «скалы Ленца», но именно в этот день, начался снегопад с сильными порывами ветра.

День четвертый. «Акклиматизация на «скалы Ленца».

В третью ночь нас засыпало свежим снегом, который, впрочем, растаял, как только вышло солнце. Этим утром я заметил одну деталь, что воду здесь нужно запасать накануне днем, так как ночью ручьи прихватывает морозом и приходится тратить время на то, чтобы найти чистую лунку, где было бы удобно набирать воду. На этот день 16 июля у нас был запланирован акклиматизационный выход на «скалы Ленца» на высоту 4800 метров.

В 9 часов 35 минут утра в хорошую солнечную погоду мы вышли от штурмового лагеря с высоты 3750 метров. Отметку в 4000 метров прошли в 10 часов 20 минут, на этой высоте я стал замечать, что отдышка проявляется все чаще и в висках уже начинает пульсировать. Каждые следующие 100 метров высоты мы набирали за 20-25 минут и к 4408 метрам мы добрались в 12 часов 8 минут. Группа шла с хорошим темпом, несмотря на быстро ухудшающуюся погоду. Из-за сильной метели и плохой видимости мы приняли решение завершить акклиматизационный выход и вернуться в лагерь. Обратно группа спустились за 1 час 20 минут.

Я чувствовал себя уставшим после акклиматизационного выхода, начала болеть голова и появилось слегка депрессивное настроение. Главное не терпеть головные боли и не отпускать такое состояние «на самотек». Первым делом я выпил пару таблеток шипучего аспирина, который улучшил самочувствие.

После обеда, немного отдохнув, мы обсудили дальнейшие планы и было принято решение повторить акклиматизационный выход завтра, а через день хорошо отдохнуть и в шестую ночь экспедиции выходить на штурм вершины. Но уже через пару часов наши планы резко изменились. Погода в эти дни была непостоянная и мы решили уточнить прогноз у ребят из МЧС. После общения со спасателем стало понятно, что именно сегодня по прогнозу идеальная ночь для восхождения на вершину с минимальным ветром, а потом можно застрять в штурмовом лагере на несколько дней из-за шторма. С момента начала нашего маршрута прошло только трое суток, но мы решили рискнуть. С 17:00 до 23:00 необходимо было отдохнуть перед штурмом вершины, заснуть при этом так и не удалось.

Снаряжение и одежда на Эльбрус.

Хорошее снаряжение и правильный выбор одежды - залог успеха в горах, это безопасность и комфорт. Так как снаряжение для восхождения является в поездке основным, к нему нужно подходить с особым вниманием, поэтому я выделил его в отдельный список. У меня часто спрашивают, сколько нужно потратить денег на снаряжение для штурма горы, если не брать его в аренду, поэтому я решил показать подробный перечень с ценами на снаряжение и одежду, которыми я пользовался непосредственно в момент штурма горы.

Перечень и стоимость моего снаряжения и одежды для восхождения на Эльбрус с севера.

1. Бахилы теплые для ботинок Bask THL Leggings TH - 3913 руб.
  2. Крем солнцезащитный island Tribe SPF 50 Clear Gel Mini Tube - 90 руб.
  3. Бальзам для губ Blistex SPF 50 - 175 руб.
  4. Термос Thermos 1.2L Ncb-12B - 6199 руб.
  5. Балаклава X-Bionic Xb Unisex Ow Stormcap Eye - 5500 руб.
  6. Варежки пуховые The North Face Himalayan Mitt - 12740 руб.
  7. Кальсоны утепленные Sivera Сноуи П - 4600 руб.
  8. Футболка (нательное белье) утепленная Sivera Сноуи - 4900 руб.
  9. Карабин Black Diamond Vaporlock Screwgate 2 шт. - 2284 руб.
  10. Веревка Edelweiss Speleo 9 мм 30 м. - 3613 руб.
  11. Шапка теплая Bergans Rib Beanie - 2296 руб.
  12. Карабин Petzl Sm'D Screw-Lock 2 шт. - 2215 руб.
  13. Страховочная система Black Diamond Momentum DS - 6062 руб.
  14. Брюки плотные The North Face Diablo - 6370 руб.
  15. Куртка легкая пуховая Berghaus Extrem Micro Down - 13826 руб.
  16. Ботинки Lasportiva Karakorum Evo GTX - 21400 руб.
  17. Кошки Grivel G12 New Classic - 10937 руб.
  18. Ледоруб Grivel G Zero W Simple/Long - 4826 руб.
  19. Рюкзак Osprey Aether AG 85 - 18401 руб.
  20. Куртка с мембраной GORE-TEX Berghaus Ridgemaster Shell - 15891 руб.
  21. Брюки с мембраной GORE-TEX Berghaus Paclite Overtrousers - 7989 руб.
  22. Перчатки нижний слой Sivera Тикша - 1965 руб.
  23. Маска сноубордическая - 8000 руб.
  24. Фонарик налобный - 600 руб.
  25. Треккинговые палки LEKI - 4000 руб.
  26. Носки 2 пары - 1000 руб.
  27. Флиска теплая - 5000 руб.

Общая стоимость снаряжения 174.792 руб.

Сразу хочу пояснить, что эту сумму можно как существенно увеличить, так и уменьшить. Я не приобретал снаряжение специально для Эльбруса в один день. Основная часть от всего перечисленного была куплена в течение последних трех лет, и 90% всего этого я использовал уже не первый раз в других выходах в горы, в том числе при восхождении на Эльбрус с юга в 2018 году.

Верхнюю часть тела защищало четыре слоя одежды:

• теплое нательное белье,
  • флиска,
  • куртка легкая пуховая,
  • куртка с мембраной GORE-TEX с капюшоном.

На нижней части тела было три слоя:

• утепленное нательное белье,
  • плотные штаны,
  • штормовые «штаны-самосбросы».

Шел я в кожаных ботинках, но при этом сверху ботинок были надеты теплые высокие бахилы. Пальцы рук хорошо защищали флисовые перчатки, на которые сверху я надел теплые высотные пуховые варежки.  На руках обязательно должно быть два слоя, так как Вам придется что-то брать руками, например, откручивать крышку термоса, расстегивать куртку и так далее, при этом в варежках это делать проблематично. Одежда была рассчитана идеально с точки зрения комфорта и удобства, все очень легкое и при необходимости быстро снимается.

Рюкзак для восхождения я использовал повседневный объемом 85 литров, после того как я отстегнул верхний клапан, он успешно превратился в хороший удобный штурмовой рюкзак. Единственное, что я бы предусмотрел в следующий раз, так это пристегнул бы рюкзак к поясной системе шнуром, чтобы на остановках он не улетел со склона, чего, к счастью, не произошло.

Подробный перечень снаряжения, одежды и оборудования для экспедиции на Эльбрус с севера, в том числе то, что необходимо для лагерей и стоянок, Вы найдете внизу статьи.

Штурм горы.

С 23 часов до 0 часов 30 минут мы поели и подготовились к восхождению. Собрали все необходимое, заварили в термосах сладкий чай, набрали немного воды и перекусы в дорогу. В эту ночь из штурмового лагеря выходило несколько групп.
Мы стартовали в 0 часов 30 минут в связке втроем с отметки 3750 метров. Первую длительную остановку наша группа сделала через 2 часа на уровне 4250 м, набрав при этом 500 м высоты. Отдых был около 15 минут, мы выпили горячего чая и перекусили сладкими батончиками. Состояние моего организма здесь было комфортным. Один из членов группы на этой остановке выронил варежку, которая тут же улетела со склона. Варежка хоть и являлась вторым слоем, но при этом одна кисть осталась только во флисовой перчатке. Это могло стать в дальнейшем большой проблемой.

Вторая остановка на 4450 была связана с плохим самочувствием Юли - участницы группы. Через 3 часа 30 минут после начала старта она приняла решение закончить попытку восхождения и возвращаться в лагерь. Дальше мы с Сергеем шли в связке вдвоем.

Третью остановку сделали в 5 часов утра на нижних скалах «Ленца» на отметке 4550 м. Под одной из скал было углубление, которое образовалось из-за снежных заносов, и здесь мы спокойно без ветра выпили чаю, посидели и полюбовались рассветом. В течение двадцатиминутного перерыва здесь собралось более 15 человек. Один из восходителей на этой стоянке потерял пуховую куртку, которую выронил, доставая из рюкзака, на снег. Порыв ветра тут же подхватил и унес ее в неизвестном направлении. На этой стоянке Сергей сообщил, что он плохо себя чувствует, появляется тошнота и головная боль, и он не исключает того, что штурм горы придется прекратить и вернуться в лагерь.
В 7 часов утра на высоте 4830 метров Сергей передал мне GPS-навигатор, запасы сладких батончиков и пошел вниз. Дальше я вынужден был идти самостоятельно. При этом, конечно, я не остался на склоне один, попутно поднималось несколько групп альпинистов. В 8 часов 25 минут утра на отметке 5000 метров мое самочувствие было вполне нормальным. Небольшая отдышка и повышенный пульс не очень беспокоили и были уместными на этой высоте.

На уровне 5140 метров я в очередной раз остановился отдохнуть. Здесь между небольших скал можно было укрыться от ветра и выпить чаю. Вода в пол-литровой бутылке в рюкзаке к тому времени уже замерзла. Я брал с собой всего 1,7 литра жидкости: 1,2 литра горячего чая в термосе и 0,5 литра воды. Из перекусов хорошо «заходили» сладкие батончики. Аппетита не было, но я понимал, что нужна энергия и заставлял себя на каждой остановке съедать что-то сладкое. В это «укрытие» добралась группа, примерно из 10 человек, которую вел гид. Я для себя заметил, что в критической ситуации смогу встать в хвост группы и идти за ними следом.
После подъема на 5200 метров погода ухудшилась, снизилась видимость и начался сильный ветер. Некоторые восходители возвращались обратно в лагерь. Альпинистов, которые продолжали идти вверх, становилось все меньше, и в условиях плохой видимости и ветра это меня начало тревожить. В 11 часов утра на высоте 5300 метров я подумал, что оставаться одному в таких условиях опасно, поэтому решил идти в след за группой.

Последние 250 метров перед вершиной были самыми тяжелыми. Каждый метр требовал серьезного усилия. Шаг за шагом я шел к вершине, но вера в то, что смогу дойти до конца начинала угасать. Но все же, примерно в 13 часов 40 минут мы смогли добраться до восточной вершины горы Эльбрус на 5621 метр.

Эмоции зашкаливали, хотелось кричать, тело ожило и откуда-то появились новые силы. Одна фраза постоянно крутилась в голове: я сделал это! Пять минут, проведенные на этой высоте, запомнятся на всю жизнь.

Спуск с вершины Эльбруса.

На спуске сразу стало ясно, что сил все-таки не осталось совсем, а пройти вниз нужно почти два километра по вертикали, и шесть километров пути. Остановки на отдых возникали все чаще и чаще, при этом организм уже не успевал восстанавливаться, и я просто заставлял себя вставать и идти дальше. Усталость накопилась такая, что болело все тело, а ноги просто передвигались сами, при этом путались и цеплялись кошками друг за друга. В такие моменты нужно максимально концентрироваться, чтобы не упасть со склона.
На спуске заболели колени и возникли проблемы с большими пальцами ног. Дело в том, что ботинки у меня размер в размер, но для восхождения я надел вторые плотные носки, которые уменьшили пространство между стенкой ботинка и большими пальцами. Кроме того, ногти имели обычную длину, и не были обрезаны максимально, как это я обычно делаю перед поездкой в горы. Таким образом, при каждом шаге на спуске ногти больших пальцев упирались в стенку ботинка и к концу пути, я уже чувствовал острую боль от воспаления. Ногти по приезде в Краснодар пришлось удалить хирургическим путем на обоих пальцах.
К 18 часам вечера я в буквальном смысле доплелся до лагеря, где меня уже встречали друзья. При том, что последний раз я спал 37 часов назад, уснуть быстро не удалось, в голове шумело, а тело было горячим и ныло от боли и усталости.

Шестой день. Возвращение домой.

Утром на шестой день 18 июля мы собрали лагерь и в 9 часов 50 минут отправились вниз. Нам предстояло пройти к машине расстояние 9,9 км и спуститься с отметки 3750 м до уровня 2350 м.

На поляне Эммануэля мы еще раз повстречали сусликов и напились газированного «Нарзана», который так просто вытекал из обычной ржавой трубы. По дороге несколько раз пообщались с прохожими туристами об опыте восхождения на гору. В хорошем темпе, за 4 часа мы добрались до стоянки.

Наша группа провела в горах ровно шесть суток, за которые я успел пройти 42,2 км, набрать и сбросить 4300 метров высоты, при этом в движении в общей сложности я находился 26 часов. С чувством полного блаженства мы снимали у машины ботинки и были счастливы от того, что все удачно завершилось. Впереди нас ждал местный шашлык, хычины и вкусный чай, а также 8-ми часовая дорога домой, сопровождаемая мыслью о том, что мы сюда обязательно вернемся.

Маршрут:

1. Стоянка - «Немецкий аэродром»

2. Аэродром - Каменные грибы

3. Акклиматизация от Каменных грибов до штурмового лагеря

4. Заброска от Каменных грибов до штурмового лагеря

5. Акклиматизация от штурмового лагеря до отметки 4400 метров

6. Восхождение на Эльбрус от штурмового лагеря и спуск с горы

7. Спуск от штурмового лагеря к машине

Полное видео о восхождении на Эльбрус с севера смотрите здесь.

Перечень продуктов для восхождения на Эльбрус.

1. Мясо сушеное
  2. Овощи сушеные.
  3. Гарниры (крупы, макароны).
  4. Быстрые каши (завтраки).
  5. Специи и соль.
  6. Бульонные наборы, кубики, смеси.
  7. Мед.
  8. Чай.
  9. Сахар.
  10. Батончики (сладкие: сникерс, твикс, баунти).
  11. Печенье.
  12. Сухая колбаса.
  13. Сухой сыр.
  14. Паштеты.
  15. Хлеб.
  16. Вода в дорогу.

Перечень общего оборудования и снаряжения для восхождения на Эльбрус.

1. Рюкзак 65-85 литров с чехлом от дождя.
  2. Палатка, которая может выдержать очень сильные штормовые порывы ветра и снег.
  3. Дополнительные шнуры для растяжек и укрепления палатки.
  4. Спальник с температурой комфорта до минус 5 градусов.
  5. Грелка газовая или керосиновая.
  6. Коврик в палатку под спальник.
  7. Вещмешок герметический.
  8. Фонарь с батарейками.
  9. Запасной комплект батареек.
  10. Зарядное устройство «пауэрбанк».

Перечень снаряжения для штурма горы.

1. Рюкзак штурмовой (можно от основного рюкзака отстегнуть клапан и идти с ним).
  2. Шнур-страховка с карабином для рюкзака (чтобы не улетел со склона при отдыхе).
  3. Страховка для ледоруба (чтобы не улетел на склоне).
  4. Навигатор.
  5. Обвязка - система.
  6. Веревка для связки между членами группы.
  7. Карабины 1-2 шт.
  8. Ледоруб.
  9. Палки треккинговые.
  10. Кошки.
  11. Ботинки.
  12. Бахилы теплые для ботинок (у меня нет двойных утепленных ботинок).
  13. Носки с терморегуляцией.
  14. Утепленное термобелье: штаны.
  15. Штаны основные.
  16. Штаны штормовые GORE-TEX.
  17. Утепленное термобелье: кофта.
  18. Флиска.
  19. Пуховая куртка.
  20. Куртка-штормовка с мембраной GORE-TEX.
  21. Шапка теплая.
  22. Балаклава.
  23. Очки от солнца.
  24. Маска сноубордическая/лыжная.
  25. Перчатки (флис).
  26. Варежки пуховые (верхний слой).
  27. Крем от загара 50 фактор.
  28. Термос 1-1,5 литра.
  29. Бутылка воды 0,5-1 литр.
  30. Перекус: сладкие батончики, энергетики, курага.

Вещи дополнительные для лагерей и стоянок.

1. Второй комплект легкого термобелья для базовых лагерей.
  2. Носки.
  3. Белье.
  4. Сменная обувь для лагеря.
  5. Кепка.
  6. Коврик-сидушка.
  7. Беруши для сна.

Посуда и все для еды

1. Горелка.
  2. Газ (на 6 дней на одного человека минимум 1 баллон газа 230 грамм).
  3. Емкость для варки.
  4. Бутылка для воды.
  5. Кружка.
  6. Ложка.
  7. Нож.
  8. Миска глубокая.

Гигиена

1. Зубная паста и зубная щетка.
  2. Походное полотенце.
  3. Салфетки/туалетная бумага.
  4. Мыло.
  5. Помада.
  6. Крем от загара 50 фактор.

Аптека

1. Обезболивающее средство: таблетки и мазь.
  2. Лоперамид или имодиум от расстройства желудка, смекта.
  3. Шипучка от простуды, аспирин для разжижения крови.
  4. Пластырь, бинт.
  5. Измеритель пульса и кислорода в крови.

Прочее.

1. Документы.
  2. Деньги.
  3. Вещи для дороги и сменная обувь.

Автор статьи Олег Изотов.